fbpx

Галерея ковров и гобеленов ручной работы Atelier Choutko основана в 2014 году – сначала как компания по производству оригинальных дизайнерских ковров, и с 2017 года как классическая арт-галерея с коллекцией винтажных и современных ковров и шпалер музейного уровня, активной выставочной деятельностью и постоянной программой продвижения современных художников, включая создание новых оригинальных авторских произведений ткаческого искусства.

 

У шпалеры, как разновидности безворсового ковра, особая роль и история взаимодействия с миром изобразительного искусства. Технология создания насчитывает тысячи лет, однако популярность в Европе они начали приобретать с XIV века, когда мастера во Франции и Фландрии создавали масштабные сложные фигуративные гобелены, украшавшие королевские дворцы и дома аристократов. В XVII появилось и название «гобелен» – по фамилии семьи Гобелен, создававшей особенно заметные произведения.

 

Переломным этапом синтеза искусств, талантов и мастерства стала первая половина ХХ века, когда при активном содействии Жана Люрса (Jean Lurcat — художник, скульптор, керамист, реформатор шпалерного искусства) и Мари Кюттоли (Marie Cuttoli) художники и скульпторы осознали высочайшие выразительные возможности шпалерной техники, с ее разнообразием цветов, тонкостью деталировки, фактурностью и тактильностью. Авторские шпалеры занимают заметное место в наследии таких мастеров авангарда и модернизма как Пабло Пикассо, Анри Матисс, Аристид Майоль, Жоан Миро, Генри Мур, Жорж Брак, Фернан Леже, Ле Корбюзье, Виктор Вазарели и Василий Кандинский. В 1951 году началось сотрудничество между парижской галереей Дениз Рене (Denise Rene), ателье Табар (Atelier Tabard) в Обюссоне и Виктором Вазарели. Летом 1952 года у Дениз Рене открылась знаковая выставка «12 неизвестных гобеленов ателье Табар (Обюссон)», которую можно считать первым официальным событием, отдающим должное абстракции в гобеленах и объединившим таких авторов как Жан Дейроль, Софи Тойбер-Арп и Василий Кандинский. В 1954 году в галерее Дениз Рене прошла выставка «4 неизданных гобелена Кандинского». Картоны для гобеленов были выполнены Виктором Вазарели.

 

В более поздние периоды к шпалере обращались Чак Клоуз, Крейги Хорсфильд и Уильям Кентридж. Работы эти делятся на две категории: оригинальные шпалеры, созданные по специальным эскизам, и шпалеры, воспроизводящие в новой технике известные произведения художников. Ярким примером работы второго типа является знаменитая шпалера «Герника», созданная по заказу Нельсона Рокфеллера-старшего в 1955 году при участии самого Пикассо и много лет экспонировавшаяся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

 

Все работавшие со шпалерой художники отмечали, что специфика ткачества, тактильность и объемность материала позволяли им открывать новые стороны собственного творчества и сообщали произведениям уникальную выразительность. Вот как комментируют это кураторы выставки «Henry Moore. Tapestries», прошедшей осенью 2021 года в Гонконге – там были показаны пять шпалер, созданных по эскизам великого скульптора: «Блестящая техника набросков усиливается при переносе на шпалеру с увеличением масштаба в семь или восемь раз. Шпалера подчеркивает все текстурные качества рисунка, от смазанности угольного штриха до точного росчерка пера».

 

Феномен работы живописцев и скульпторов со шпалерой неоднократно становился предметом кураторской работы – одним из самых заметных примеров стала, в частности, выставка Demons, Yarns and Tales («Демоны, нити и истории»), прошедшая в Нью-Йорке в 2010-м году. На ней были представлены произведения современных художников, вслед за мастерами авангарда и модернизма осознавших уникальные художественные свойства шпалеры. Среди авторов выставки – Франческа Лоу, Джулии Верхувен, Гэвин Терк и Фред Томазелли.

 

В русле этой мировой тенденции выступает и галерея Atelier Choutko. В коллекции есть произведения, созданные в сотрудничестве с мастерами современного русского искусства – Гошей Острецовым, Ольгой Солдатовой, Александром Повзнером. В стадии производства находятся совместные работы с Сергеем «Пахомом» Пахомовым, Кириллом Рубцовым и многими другими. «В 16 лет я впервые услышал лекцию про Жана Люрса, который возродил гобелен как произведение высокого искусства. Его вещи меня глубоко поразили, потом я видел много ковров и гобеленов, созданных по мотивам картин великих художников ХХ века. Мечта, что когда-нибудь и по моим работам будут делать ковры, казалась неосуществимой, но вот это событие произошло благодаря Atelier Choutko», – комментирует сотрудничество Гоша Острецов, чья работа «Главный мастер» в 2021 году получила свое воплощение сразу в виде шпалеры, и в виде ворсового ковра.

 

Сегодня Atelier Choutko – единственная в России галерея, работающая в лучших традициях галерейного дела, занимающаяся продвижением современных художников, созданием произведений ткаческого искусства, и формирующая для художников условия, в которых они могут свободно реализовать свои самые смелые творческие идеи. Сочетающая ковры, шпалеры, скульптуру и живопись коллекция галереи позволяет живо ощутить истинный синтез различных видов искусства: ткаческого, изобразительного и пластического.