fbpx

Ковер ручной работы. Правильный выбор.

Евгений Шутко

В этой книге я делюсь опытом создания ковров ручной работы и особенностями ковроделия в различных странах.

Ниже представлены некоторые фрагменты.

Отличительной особенностью узелковых ковров ручной работы является их высокая прочность и долговечность. Искусство изготовления ковров ручной работы является одним из древнейших, сохранившихся неизменным на протяжении столетий. Наиболее трудоемкой операцией при изготовлении таких ковров, является завязывание узелков нитей ворса, из которых состоит ковер. Эта технология практически не менялась с момента появления первых ковров, датированных, по мнению специалистов, XVI-XI веками до нашей эры. Обладатель ковра ручной работы приобщается к искусству, насчитывающему более трех с половиной тысяч лет мировой истории и сохранившемуся во всей полноте до наших дней.

Для изготовления ковра используется станок (loom), представляющий собой стационарную конструкцию, по размеру достаточную для изготовления ковра целиком.

Мастер обвязывает ворсовую нить вокруг нитей основы и затягивает ее пальцами в соответствии с методом вязания узла.  Затем обрезает ворсовую нить специальным ножом. Каждый узел завязывается отдельно. Для каждого узла мастер выбирает нить соответствующего цвета согласно схеме рисунка ковра. Узлы вяжутся горизонтальными рядами. После завершения каждого ряда узлов, по всей ширине ковра, мастер укладывает уточную нить (weft).

Бахрома формируется из собранных и завязанных в узлы нитей основы.

В большинстве современных узелковых ковров ручной работы применяется персидский или тибетский узел.

Наиболее распространённый вариант персидского узла – open back — показан на рисунке. С обратной стороны ковра мы увидим только одну петлю такого узла.

Так выглядит персидский узел с обратной стороны ковра.

Тибетский узел весьма условно можно назвать узлом.  При изготовлении тибетского ковра используют длинную нить ворса и металлический прут. Нить многократно оплетают вокруг нитей основы и прута так, как показано на рисунке ниже. Когда очередной ряд узлов закончен, нить разрезают, проводя ножом по поверхности металлического прута. В результате, разрезанные нити формируют ворс ковра.

Так выглядит персидский узел с обратной стороны ковра.

Тибетский узел позволяет изготовить ковёр значительно быстрее, чем традиционным персидским или турецким узлом, но такой способ вязки оставляет на ковре характерные полосы.

По наличию таких полос можно безошибочно определить, что ковёр соткан тибетским узлом.

Количество узлов является существенным фактором оценки качества и стоимости ковра, поэтому важно не ошибиться в подсчёте узлов.

По количеству узлов на квадратный метр можно классифицировать ковры ручной узелковой вязки следующим образом:

Количество узлов на 1 кв. метр Качество ковра
До 50 000 Весьма посредственное
От 50 000 до  100 000 Посредственное
От 100 000 до 200 000 Среднее
От 200 000 до 300 000 Хорошее
От 250 000 до 500 000 Очень хорошее
От 500 000 до 800 000 Исключительное
От 800 000 до 2 000 000 Раритетное
От 2 000 000 Уникальное

Для изготовления  ковра размером 2 на 3 метра и плотностью 800 000 узлов на квадратный метр необходимо использовать порядка 200 км нитей.

Для ворса используют традиционные материалы – шерсть и шёлк. Кроме того, в последнее время, в целях удешевления, получили распространение бамбуковая нить, вискоза и другие материалы, имитирующие эффект шелка. Международные названия этих материалов: bamboo silk, artificial silk, art silk. Эти материалы не являются шёлком и не содержат шёлк, а всего лишь имитируют его.

 

Нити шелка различного качества.

Нити новозеландской шерсти.

Нити шерсти ручной пряжи.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

 

Материал

Шёлк наиболее дорогой материал. При прочих равных условиях шёлковый ковер дороже шерстяного.

Наиболее дорогим будет ковёр «шёлк на шёлке» — ковёр в котором как ворс так и нити основы изготовлены из шелка.

Дешевые материалы – искусственный шелк, вискоза, бамбук, хлопок.

 

Количество узлов

Чем больше количество узлов на единицу площади, тем качественнее и ценнее ковёр. Для изготовления каждого узла требуется нить одной и той же длины и затрачивается примерно 3 секунды рабочего времени. Соответственно, чем больше узлов на единицу площади, тем больше материала и рабочего времени будет затрачено на производство ковра.

 

Разнообразие цветов

Чем больше количество различных цветов, используемых в рисунке ковра, тем дороже ковёр.  Обычно в рисунке ковра содержится порядка 6 – 12 цветов. В некоторых уникальных коврах количество цветов может доходить до 30.

 

Рисунок ковра.

Чем сложнее и насыщеннее рисунок, чем больше различных цветов использовано, тем дороже ковёр. Создание сложного рисунка требует длительной кропотливой работы художника и особенного внимания мастера, так как любая ошибка в выборе цвета нити для любого из узлов может нарушить гармонию.

 

Качество работы

Качество вязки узлов можно оценить по равномерности рисунка с лицевой стороны ковра и по равномерности рядов узлов с обратной стороны ковра. Пропорции деталей рисунка должны быть соблюдены и не иметь искажений. Линии узлов должны быть ровными, а плотность укладки узлов – равномерной. Чем точнее и ровнее удалось передать рисунок, тем дороже ковёр.

Desktop & Tablet