ГАЛЕРЕЯ ATELIER CHOUTKO ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЯРМАРКЕ КЛАССИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «АРТ МОСКВА»
13-17 апреля 2022 года, Гостиный двор, стенд С15
ГАЛЕРЕЯ ATELIER CHOUTKO ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЯРМАРКЕ КЛАССИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «АРТ МОСКВА»
13-17 апреля 2022 года, Гостиный двор, стенд С15
С 13 по 17 апреля 2022 года галерея ковров и гобеленов ручной работы Atelier CHOUTKO приняла участие в ярмарке классического и современного искусства «Арт Москва» в Гостином дворе. Atelier CHOUTKO — единственная в России галерея, чьей специализацией являются советские и российские винтажные и современные авторские ковры и гобелены. Галерея активно сотрудничает с известными современными российскими авторами, предоставляя им возможность выразить себя в технике ковра и/или гобелена. На своем стенде (Стенд С15) галерея покажет результаты сотрудничества с Ольгой Солдатовой, Гошей Острецовым, Сергеем «Пахомом» Пахомовым, Альфизом Сабировым и представит несколько работ из коллекции галереи 80-90-х годов, в том числе и монументальную работу «Шагающая рыба» по эскизам петербургского нонконформиста Андрея Геннадиева. В экспозицию также войдет несколько бронзовых скульптур европейских современных авторов Изабель Тильтжес и Элен Арфи.
ИСТОРИЯ
У шпалеры (син. гобелен), как разновидности безворсового ковра, особая роль и история взаимодействия с миром изобразительного искусства. Технология создания насчитывает тысячи лет, однако популярность в Европе они начали приобретать с XIV века, когда мастера во Франции и Фландрии создавали масштабные сложные фигуративные гобелены, украшавшие королевские дворцы и дома аристократов. В XVII появилось и название «гобелен» – по фамилии семьи Гобелен, создававшей особенно заметные произведения.
Переломным этапом синтеза искусств, талантов и мастерства стала первая половина ХХ века, когда при активном содействии Жана Люрса (Jean Lurcat — художник, скульптор, керамист, реформатор шпалерного искусства) и Мари Кюттоли (Marie Cuttoli) художники и скульпторы осознали высочайшие выразительные возможности шпалерной техники, с ее разнообразием цветов, тонкостью деталировки, фактурностью и тактильностью. Авторские шпалеры занимают заметное место в наследии таких мастеров авангарда и модернизма как Пабло Пикассо, Анри Матисс, Аристид Майоль, Жоан Миро, Генри Мур, Жорж Брак, Фернан Леже, Ле Корбюзье, Виктор Вазарели и Василий Кандинский. В 1951 году началось сотрудничество между парижской галереей Дениз Рене (Denise René), ателье Табар (Atelier Tabard) в Обюссоне и Виктором Вазарели. Летом 1952 года у Дениз Рене открылась знаковая выставка «12 неизвестных гобеленов ателье Табар (Обюссон)», которую можно считать первым официальным событием, отдающим должное абстракции в гобеленах и объединившим таких авторов как Жан Дейроль, Софи Тойбер-Арп и Василий Кандинский. В 1954 году в галерее Дениз Рене прошла выставка «4 неизданных гобелена Кандинского». Картоны для гобеленов были выполнены Виктором Вазарели.
В более поздние периоды к шпалере обращались Чак Клоуз, Крейги Хорсфильд, Уильям Кентридж, Кики Смит и др. Работы эти делятся на две категории: оригинальные шпалеры, созданные по специальным эскизам, и шпалеры, воспроизводящие в новой технике известные произведения художников. Ярким примером работы второго типа является знаменитая шпалера «Герника», созданная по заказу Нельсона Рокфеллера-старшего в 1955 году при участии самого Пикассо и много лет экспонировавшаяся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
О СТЕНДЕ
Сегодня Atelier Choutko – единственная в России галерея, специализирующаяся в данной области.
Произведения, созданные в сотрудничестве с российскими авторами современного искусства Гошей Острецовым, Ольгой Солдатовой, Сергеем «Пахомом» Пахомовым, Альфизом Сабировым, войдут в экспозицию стенда на «Арт Москве». В стадии производства находятся совместные работы с Александром Повзнером, Кириллом Рубцовым и многими другими. «В 16 лет я впервые услышал лекцию про Жана Люрса, который возродил гобелен как произведение высокого искусства. Его вещи меня глубоко поразили, потом я видел много ковров и гобеленов, созданных по мотивам картин великих художников ХХ века. Мечта, что когда-нибудь и по моим работам будут делать ковры, казалась неосуществимой, но вот это событие произошло, благодаря Atelier Choutko», – комментирует сотрудничество Гоша Острецов, чья работа «Главный мастер» в 2021 году получила свое воплощение сразу в виде и шпалеры и ворсового ковра.
На ярмарке будут показаны и уникальные тканые панно российского классика шпалерного искусства Ирины Симоновой и латышской современной художницы Иветы Веценане (Iveta Vecenane). Последняя разработала собственную технику с использованием янтарной нити.
Сочетающая ковры, скульптуру и живопись, коллекция галереи Atelier CHOUTKO позволяет живо ощутить истинный синтез различных видов искусства: ткаческого, изобразительного и пластического. Достойным примером тому служит триптих «Щиты» скульптора Альфиза Сабирова и Евгения Шутко (Atelier CHOUTKO), который объединяет высочайшее мастерство ручного ковроткачества и скульптуру.
Скульптура и гобелены зачастую являлись лишь различными способами художественного выражения для одного и того же автора. В истории искусства было множество примеров тому, когда скульптор обращался к ткачеству гобеленов. Например, Жан Люрса – мастер, возродивший современный гобелен, начинал со скульптуры. Были пути и в обратном направлении: Аристид Майоль, известный своими скульптурными произведениями, начинал с мастерской гобеленов.
На «Арт Москве» в гармоничном ансамбле с гобеленами и коврами из коллекции Atelier CHOUTKO будет показано несколько работ современных европейских скульпторов Элен Арфи (Hélène Arfi, Франция) и Изабель Тильтжес (Isabelle Thiltgès, Бельгия). Произведения Арфи и Тильтжес украшают музейные и частные коллекции. Их можно встретить в городских пространствах и частных парках скульптур.